BTL-Magazine 4.2006 – www.btl-mag.ru
Александр Колодий, старший партнер
«Линии горизонта»
Под торговым маркетингом следует понимать функцию менеджмента, управляющую
процессом совершения покупки
Необходимость целенаправленного управления покупками объясняется ростом
конкуренции между производителями и возможностью влияния на покупателя в самой
торговой точке. Если на развивающихся рынках (товара или территории) достаточно
держать под контролем «момент создания» товара и «момент потребления» товара,
то на зрелых рынках необходимым для контроля становится «момент покупки».
При этом следует расширить классическое понимание «момента покупки»
(конечная торговая точка - потребитель) и понимать под этим определением целую
цепочку моментов совершения покупок:
покупка товара сотрудниками
отдела продаж у отдела маркетинга;
покупка товара дистрибьютором у производителя;
покупка товара оптовиком у дистрибьютора;
покупка товара розничной торговой точкой у оптовика или дистрибьютора;
покупка товара покупателем в торговой точке;
покупка товара потребителем у покупателя.
Куда ставить будем?
Популярны три варианта размещения отдела торгового маркетинга в структуре
коммерческой службы организации. Каждый подход характеризирует уровень
готовности компании к управлению покупками. Мы рассмотрим каждый из вариантов
структуры, укажем «за» и «против».
Первый вариант
Размещение отдела торгового маркетинга в отделе продаж, подчинение директору
по продажам. В данном случае отдел торгового маркетинга может возглавляться
менеджером, а может просто состоять из ряда специализирующихся менеджеров: по
управлению торговыми каналами, по управлению торговой коммуникацией, торговыми
тренингами, развитием категории. Как правило, это начальный уровень развития
функции торгового маркетинга в компании. торговый маркетинг чаще выступает в
роли организатора промоушн-акций и вечеринок (например, для торгового отдела).
Взаимодействие с отделом продаж носит консультационный характер, взаимодействие
с отделом маркетинга - в виде неплановых встреч. Сбор и анализ
торгово-маркетинговой информации минимальный, акцент в работе делается на
развитие дистрибуции.
Второй вариант
Отдел торгового маркетинга находится в отделе маркетинга, подчинение
директору по маркетингу. Отдел торгового маркетинга может возглавляться одним
человеком, а может быть представлен, как и в первом варианте, группой
менеджеров. Данный вариант структуры популярен для компаний с ограничениями в
коммуникациях на массового потребителя и для компаний, где стоимость «получения
потребителя» высока (табачные производители, операторы мобильной связи).
Взаимодействие с отделом продаж - по принципу постановки-выполнения целей,
взаимодействие с отделом маркетинга - по принципу подчиненности. Коммуникация
более формализована, развитые системы учета торгово-маркетинговой информации.
Акцент в работе - на развитие бренд-коммуникации в торговых точках.
Третий вариант
Отдел торгового маркетинга выделен в самостоятельную единицу и находится на
одном уровне иерархии с отделами маркетинга, продаж. Возглавляет отдел один
руководитель. Структура эффективна для компаний с развитой дистрибуцией, с
развитыми форматами розничных торговых точек и высокой конкуренцией в отрасли.
Взаимодействие с отделом маркетинга и продаж - по принципу сотрудничества
партнеров. Единые системы учета и обмена информацией между отделами всей
коммерческой службы. Глубокое изучение покупателя и акцент в работе на создание
оптимального процесса покупок.
При организации эффективного процесса взаимодействия между отделами
маркетинга, продаж и торгового маркетинга нужно учесть, что эффективность
коммуникации гарантируется не столько формальными процедурами: бюджетирование:
бренд-план, финансовый план, внутренний аудит и т. п., а чаще эффективное
взаимодействие достигается через неформальные коммуникации между отделами:
совместные мозговые штурмы, взаимодействие с одними подрядчиками, совместная
разработка активностей.
Зачем выделять в отдел?
Почему с управлением функцией торгового маркетинга не могут справиться
отделы маркетинга и продаж? Дело в том, что отдел маркетинга целенаправлен на
удовлетворение потребителя.
Отдел продаж целенаправлен на управление дистрибуцией товара. Для отдела
продаж важнее наличие товара в торговой точке (юридические и финансовые
отношения, логистика), чем организации удобства покупки для посетителя торговой
точки.
Отдел маркетинга и отдел продаж в связи с преимуществами специализации
деятельности передают управление процессом покупок отдельному «органу» - отделу
торгового маркетинга.
Торговый маркетинг рассматривает покупку как целостную систему, учитывая
совокупность факторов, оказывающих на нее влияние: место покупки, субъект
покупки, объект покупки, физиологические и анатомические особенности
покупателей, экономическую эффективность покупки.
А что в сундучке?
Для управления данными факторами используется набор инструментов:
Торговые исследования:
- классификация форматов
торговых точек. Определяется стадия развития розницы, проводится
классификация торговых точек с точки зрения максимального охвата покупателей
и эффективности коммуникации с ними;
- определение моделей
поведения покупателей в торговых точках. Направления движения покупателей,
линий взглядов, скорости движения;
- представленности товаров в
торговых точках для максимизации покупок. Торговая полка, зона размещения
товара, дополнительные места покупок;
- определение уровня
удовлетворенности торговых точек от сотрудничества с поставщиками.
Отношение к торговым представителям, системе заказа и доставки,
маркетинговой поддержкой.
Мерчендайзинг:
- общие принципы управления
визуализацией товара в торговой точкой;
- создание уникальных
стандартов презентации товара для компании;
- распространение культуры
мерчендайзинга. Удобство для покупателя - основополагающий момент в
организации работы коммерческой службы.
Торговый промоушн: механики акций. Соответствие механики
промоушн-акции к циклу развития товара, региона, активностям конкурентов,
имеющимся ресурсам. Методы коммуникации в период программы. Особенности
восприятия покупателей.
Материалы для торговых точек: привлечение и удержание внимания
покупателей. Определение приоритетных сенсорных каналов. Побуждение к акту
совершения покупки.
Торговый PR, онлайн-, директ-маркетинг: индивидуальное обращение к
целевой аудитории. Детализации информация, полный объем которой сложно донести
иными средствами коммуникации.
И кто же эти экзотические специалисты?
Управление инструментами торгового маркетинга может осуществляться как
отдельным специалистом (специалист по торговым каналам, специалист по рекламным
материалам, специалист по промоушн-программам, специалист по новым каналам
коммуникациям), так и универсальным (кросс-функциональным) специалистом,
менеджером по торговому маркетингу.
На сегодняшний день специалисты по определенному инструменту - это, как
правило, начинающие карьеру молодые сотрудники, которые рассматривают данные
позиции с точки зрения получения определенных навыков и умений, а также
трудового стажа в известных компаниях. При этом с течением времени (из опыта
развитых западных стран) ожидается, что данные позиции будут закреплены за
опытными работниками, которые менее заинтересованы в развитии своей
«вертикальной» карьеры, а больше внимания уделяют узким квалификационным,
профессиональным достижениям.
Выделение узкого специалиста для работы с определенным инструментом в отделе
торгового маркетинга выгодно, когда специалист отвечает за область, которая
генерирует не менее 20% денежных средств общего бюджета отдела торгового
маркетинга за период.
Появление в организации самого же отдела торгового маркетинга логично тогда,
когда инициативы по торговому маркетингу будут составлять более 15% денежного
бюджета и бюджета рабочего времени, направленных на маркетинговые коммуникации
организации (рассчитывается совместный бюджет на торговые коммуникации отделов
продаж и маркетинга).
Рассмотрение вариантов структуры для самого отдела торгового маркетинга: по
регионам, по клиентам, по каналам, по инструментам - это уже тема отдельного
разговора.
Партнеры, торговый маркетинг - это возможность дополнить систему управления
вашей организации функцией, которая обеспечит вам постоянный возврат ваших
инвестиций (покупку товара) и выступит в роли постоянного источника идей для
роста продаж.
Торговый маркетинг не замещает функций в вашей организации, а дополняет
систему.
Торговый маркетинг - это экономически эффективная функция.
Торговый маркетинг - это работа для талантов, готовых к выдающимся
результатам и постоянному увеличению прибыли организации.
|