ОТ РЕДАКТОРА ЖУРНАЛА БИЗНЕС
Как ни прискорбно сознавать, но, по большому счету, этика
и бизнес — несовместимые понятия (об этике в торговле и бизнесе см. №36 от 08.
09. 03 г., стр. 10-30). Об этике обычно начинают говорить люди, добившиеся
высокого положения и сколотившие приличное состояние. Все остальные
предпочитают руководствоваться в бизнесе прагматичными правилами. Реклама не
исключение — нарушение этики, которое не является явным нарушением закона, было
и будет до тех пор, пока рекламодатель считает, что это работает. Тем более что
любая реклама, по определению, как минимум — приукрашивание. Иной реклама и не
может быть!
Нормы этики разнообразны. Мы написали только об обмане в
рекламе в его различных проявлениях: собственно обмане, умолчаниях,
преувеличениях, неполноте информирования потребителя, использовании
псевдоэкспертов и т.д. Все эти инструменты при их дозированном применении
способствуют привлечению внимания потенциальных потребителей к объекту рекламы.
Но в случае передозировки
рекламодателя поджидают две опасности. Первая — реклама может превратиться в
антирекламу, так как потребители будут раздражены ее неэтичностью и перенесут
негативное отношение на товар. Вторая опасность — на такую рекламу могут
обратить внимание контролирующие органы и проверить ее на соответствие
требованиям Закона "О рекламе”. Обе эти опасности связаны с прямыми
материальными потерями. Невозможно определить какую-то стандартную
предельную дозу нарушения этики в рекламе. Опрошенные БИЗНЕСом эксперты
рассказали об общих принципах, руководствуясь которыми рекламодатель в каждом
конкретном случае может решить, до какой границы ему следует идти.
К сожалению, главный украинский контролер в области
рекламы — Госстандарт — оказался пока не готов к разговору о том, как он будет
следить за соблюдением требований новой редакции Закона "О рекламе”. Надеемся,
что подобный разговор все же состоится в ближайшее время.
Валерий Моисеев, редактор
отдела
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Сказать
о том, что "пограничная” реклама не работает, нельзя. Рекламный "обман”
работает даже тогда, когда этот обман реальный. Но если он работает сейчас, это
не означает, что будет работать и завтра. Потребитель в состоянии вывести
рекламу на "чистую воду”. Вслед за разочарованием в продукте следует цепная
реакция: люди делятся друг с другом своим печальным опытом. Кроме того,
потребитель может инициировать судебное разбирательство против компании —
недобросовестного рекламодателя.
Когда
реклама переходит границу между преувеличением и обманом? Можно ли назвать
рекламную образность неэтичной? Реклама — это смесь науки и искусства, для
которой закономерно использование гиперболы и метафоры. К примеру, образ
жевательной резинки — сказочный персонаж Boomer не противоречит этическим
нормам. И лишь преувеличение значимых для потребителя характеристик продукта,
таких, например, как стойкость краски, носкость одежды, уровень цен и скидок,
неэтичны. Попросту говоря, обман.
В
то же время не вся недостоверная реклама неэтична. Например, реклама, которая дает
устаревшую информацию. С точки зрения закона эта реклама недостоверна. Но
неэтичной по отношению к потребителю ее вряд ли можно назвать, потому что
каждый нормальный человек знает, какое сегодня число .
Эксперты
считают, что неэтичность в рекламных сообщениях появляется там, где заведомо
обманывают. Возьмем, к примеру, слоган "Ковток свiжого повiтря” в рекламе
кондиционера. На самом деле кондиционер может только охлаждать или нагревать
тот воздух, который находится в помещении. Ни о какой свежести воздуха речи
быть не может.
Но
невысокий уровень товарной и рекламной культуры многих потребителей делает
такую рекламу эффективной (подробнее об этом см.
интервью с Максимом Лазебником).
Границу
же между преувеличением и обманом определить сложнее. В Законе "О рекламе”
значения терминов "преувеличение”, "двусмысленность”, "умалчивание” не
раскрыты. Умалчивание есть в любой рекламе, другое дело, о чем именно
умалчивают. О двусмысленности тоже однозначно судить никто не берется. К тому
же рекламу с двойным смыслом всегда можно "извинить”: "Каждый думает в меру своей испорченности”.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЭТИКОЙ В РЕКЛАМЕ
- Госкомитет по вопросам технического регулирования и потребительской
политики (Госстандарт) — за недобросовестной рекламой
- Антимонопольный комитет — за неправомерными
сравнениями в рекламе
"ОБМАН”
Эмоциональные
оценки, которые даются товару в рекламе, не являются ложными, но могут быть
весьма и весьма эффективными. Так, к примеру, рекламная кампания банка "Аваль”
— "Найближчий великий банк” — не является обманом, но, однозначно, она —
преувеличение. По такому же принципу устроена и реклама магазина "Магазин в
двух шагах”. (Несколько лет назад БИЗНЕС писал о
том, как защитники прав потребителей всерьез "наехали” на один из магазинов
именно за такую рекламу. Дело дошло до суда, но здравый смысл в итоге
возобладал. — Ред.)
Присутствие
"экспертов” и "врачей” в рекламе, по признанию специалистов, относится к
безобидному обману. Такими же безобидными можно назвать заявления
производителей растительного масла, утверждающих, что их продукт не содержит
холестерина. Это эффективный прием. Несмотря даже на то, что растительное масло
в принципе не может содержать холестерин!
Успешной
может быть реклама, в которой используются явные и скрытые сравнения.
Классическим примером сравнительной рекламы являются ролики Fairy и Gala. В
России с Fairy подобным образом соперничал AOS. В основе этой рекламы —
рациональные аргументы и прием под названием "скептики”: мол, не верю я этим
дешевым средствам. А затем — бах! — давайте проверим. Ну что, наша взяла?
ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН УКРАИНЫ "О РЕКЛАМЕ”
- "Недобросовестная реклама — реклама, которая вводит или может
ввести в обман, причинить вред лицам, государству или обществу вследствие
неточности, недостоверности, двусмысленности, преувеличения, умалчивания,
нарушения требований ко времени, месту и способу распространения” (ст.1).
- "Недобросовестная реклама запрещается” (ст.10).
"Запрещается распространять
рекламу, которая содержит элементы жестокости, насилия, порнографии, цинизма,
унижения человеческого достоинства” (ст.8).
ОБМАН
Однозначно
ложной можно назвать рекламу, где сообщаются сведения, не соответствующие
действительности. Например, о наличии скидок при их отсутствии. Ложь в такой
рекламе потребитель распознает не сразу, а лишь обратившись "по адресу”. Это
самый "простой” и самый неэффективный обман в рекламе. Срабатывает лишь один
раз.
Прежде
чем заявлять, что товар лучше всех и обладает уникальными преимуществами, стоит
внимательнее изучить предложения конкурентов. Не исключено, что у них имеется
такая же стратегия или продукт, обладающий такими же свойствами. Рекламное
утверждение компании LG Electronics заработало, по оценкам Министерства
антимонопольной политики (МАП) России, штраф. Компания рекламировала "первую в
мире систему DVD плюс караоке, способную воспроизводить DVD, караоке и
MP3-диски”. Но оказалась, что компания BBK Electronics уже более года
поставляла на российский рынок устройства с означенными функциями.
Под
вопросом остается этичность и законность использования в рекламе утверждений
вроде "Мне доставляет удовольствие сообщить
вам, что не содержащая сахара жевательная резинка Dirol с ксилитом одобрена
теперь Минздравом Украины как первая жевательная резинка, которая нейтрализует
кислоту, разрушающую зубы”. Все жвачки с ксилитом делают это.
Хотя по формальным признакам (если Dirol первой была исследована) товар в
рекламном сообщении может именоваться "первым”.
"Рабочей
лошадкой” остается и ложное товарное предложение, создающее из "мухи”
конкурентное преимущество. Например, реклама, особо выделяющая факт наличия в
видеомагнитофоне алмазного покрытия головки воспроизведения. На самом деле
такое покрытие есть почти во всех видеомагнитофонах. Российские контролирующие
службы строго относятся к подобным проявлениям "креативности”. Так,
производитель моющего средства AOS был оштрафован за следующее рекламное
заявление: "В отличие от обычных моющих средств
AOS полностью смывается водой, не оставляя на поверхности посуды компонентов
самого моющего средства”. Исследования показали, что это утверждение не
соответствует истине. Реклама была снята с эфира.
Реклама
фармакологических препаратов привлекает особое внимание контролирующих органов.
Например, не соответствующей действительности обычно признается реклама
биологически активных добавок и витаминизированных продуктов с микроэлементами,
если они представлены в качестве лекарственных средств.
Использована
информация RBC Daily,
www.pokrovka7.nnov.ru,
www.socreklama.ru, www.abnews.ru
"Наш рынок рекламы очень приличен и целомудрен”, —
утверждает Марина Мазарская (32),
заместитель директора РА Provid/BBDO:
— Этичность — это не набор установленных правил, хотя так
кажется. Это, скорее, вопрос личного восприятия каждого участника рекламного
процесса. В вопросе этичности рекламы много "темных” пятен. Этично продавать
алкоголь и табак, этично курить в публичных местах? Этично запрещать рекламу
табака и разрешать рекламу алкоголя? В прайм-тайм показывать фильмы со сценами
насилия и секса этично, а рекламу, содержащую эти же элементы, — нет. В рекламе
сигарет процесс курения показывать нельзя, а в рекламе ресторана женщину,
пускающую дым, — можно. Это не этические, а законодательные нормы. О
рекламистах же сложилось мнение, что это циничные люди, которые не прочь
поживиться, с одной стороны, деньгами рекламодателя, с другой, — эмоциями
потребителя. А наш рынок рекламы очень приличен, целомудрен и даже сер.
Вопрос обмана и
преувеличения — это вопрос не просто этичности, а успешности компании. Чтобы и
бренд, и компания были успешны, реклама должна строиться на правдивости
продукта, значимой для потребителя. Мы же часто сталкиваемся с тем, что
рекламодатели хотят сказать то, что людям совсем не интересно.
КРЕАТОРЫ – ОБ ЭТИКЕ РЕКЛАМЫ
Олег Лапшин (41), креативный директор
РА "D’Arcy”
— Каковы этические нормы современной
рекламы?
— Попасть в целевую аудиторию, значит, попасть в ее
insight (инсайт — способность проникновения в суть. — Ред.).
Мировая практика рекламы свидетельствует: чем точнее "попадаешь” в реальные
ожидания людей, тем правильнее рекламная кампания. В идеале рекламист только
отражает тот уровень этики, который существует в обществе. Чем точнее рекламист
его отразил, тем успешнее будет кампания. Поэтому когда рекламу обличают в
неэтичности, вспоминается: "Неча на зеркало пенять, коли рожа крива”.
В этом году на Каннском фестивале рекламы освистывались
все добрые, "нежные” ролики. Это делалось не потому, что рекламисты являются
циничными гениями на службе у сатаны, а потому, что общество стало жестче.
Рекламисты, которые пытаются "сюсюкать”, врут. Проблемы этики общество не
интересуют, соблюдаются немногие нормы, вроде "не убий”, "не укради”, да и то
только потому, что есть закон, должным образом наказывающий за такие действия.
— Что в рекламе можно назвать
преувеличением, а что обманом?
— Грань между
преувеличением и обманом очень тонкая. Возьмем ситуацию с пивом. "Слепой” тест
(проба
немаркированного товара. — Ред.), проводимый в любой стране,
показывает, что люди обычно не могут отличить одну марку пива от другого.
Поскольку разница между товарами незначительная, а выделиться среди конкурентов
надо, то уникальное торговое предложение приходится изобретать. И случается,
что это предложение доводится до абсурда, чтобы конкуренты уж точно не могли повторить.
Да, это можно назвать преувеличением. Но назвать обманом... Не знаю.
Нельзя сказать, что рекламист специально обманывает. Любое
уникальное предложение, даже изобретенное, на чем-то основывается. Неправда
заключается в том, что это мизерное отличие становится гипертрофированным. Без
рациональной подложки на первой стадии запуска торговой марки нельзя перейти ко
второй, имиджевой. А чтобы привлечь внимание к торговой марке, первую стадию
приходится строить на преувеличении, частичном обмане, от этого никуда не
деться.
— Можете привести примеры неэтичной
рекламы?
— На мой взгляд, обманом была
рекламная кампания противозачаточного гормонального средства "Жанин”,
продвигаемого одной украинской компанией. Целевая группа у них — молодые
девушки, у которых ветер в голове. Товар позиционировался как средство не
только от нежелательной беременности, но и "для красоты”. Это не просто обман,
но, на мой взгляд, очень циничный обман.
Константин Кузнецов (43), креативный директор
РА "Dialla Communications”
— Какова роль преувеличения в
рекламе?
— Многие образцы мировой рекламы, ставшие уже
хрестоматийными, не были бы таковыми без гиперболы и метафоры. Целевая
аудитория, к которой обращается подобная реклама, ни в коей мере не вводится в
заблуждение. Она как бы соучаствует в предложенной игре. Так что гипербола в
рекламе — это нормально работающий инструмент. Конечно, при условии, что им
пользуются умело и рационально, не злоупотребляя. Когда преувеличение
воспринимается уже как реальность, в этом случае, безусловно,гипербола близка к
обману.
— Значит, обман и преувеличение в
рекламе — это лишь вопрос личного восприятия?
— На мой взгляд, существуют два основных "цензора”:
внешний и внутренний. Внешний — это совокупность моральных устоев и принципов
общества, внутренний — сам человек, его душа, совесть, здравый смысл. По моему
мнению, в большинстве случаев не существует проблемы с определением, что есть
обман, а что преувеличение. В рекламе бессовестную ложь сейчас можно встретить
гораздо реже, чем в памятный всем "инвестиционно-трастовый период”. Хотя
встречаются варианты типа "Мы номер один”, и неясно, на основании чего было
сделано такое заявление. Или то же заявление "Мы номер один” крупными буквами,
а мелкими — "по объемам производства”. Или скажите, пожалуйста, на каком
основании делаются в рекламе заявления типа "Найкращий в свiтi кетчуп”? Здесь
уже не сошлешься на гиперболу! Таких примеров можно привести множество.
— Какой вред может быть нанесен
подобным рекламным приемом?
— Предположим, группа
экспертов в результате тестирования определяет, что такая-то марка автомобиля является самой безопасной. Производитель,
естественно, получает право именовать свои автомобили "самыми безопасными в
мире”. Вероятный результат — увеличение количества дорожно-транспортных происшествий
с участием данной марки машин. Почему? Не только потому, что резко увеличился
объем продаж. Многие из тех, кто приобрел автомобиль на основании того, что он
"самый безопасный в мире”, хотят они того или нет, на уровне подсознания
несколько расслабляются и теряют бдительность. Ведь "самый безопасный в мире”
еще не означает абсолютно безопасный, а только безопасный по сравнению с
другими.
"У каждого человека свои представления об этике”, —
напоминает Станислав Пилипчук (34),
творческий директорРА "Артмастер”:
— Где грань этичности и кто судьи? Реклама — это "зеркало”
социально-культурного уровня общества. Взгляды потребителей все время меняются,
реклама, как отражение этих взглядов, тоже. У каждого человека свои
представления об этике и этичности в рекламе.
Чаще всего в рекламе имеет
место не столько преувеличение, сколько утаивание реальных обстоятельств,
связанных с той или иной покупкой. Ко мне часто обращаются знакомые и
спрашивают: "Почему в рекламе ваших клиентов цена указана такая-то, а, позвонив,
я узнаю, что она значительно выше?”. Я начинаю объяснять, что тарифы, указанные
в рекламе, действуют при определенных условиях. В этом случае у людей в душе,
как правило, надолго остается неприятный осадок. Обеспечив первичный контакт,
компании-рекламодатели теряют деньги в дальнейшем, потому что мало кто захочет
обратиться к ним еще раз. Так себя вести по отношению к потребителю и
конкурентам может фирма-однодневка, не заботящаяся о своем имидже и о своем
будущем на рынке.
ПСИХОЛОГИ – ОБ ЭТИКЕ РЕКЛАМЫ
Александр Овруцкий (32), декан факультета
рекламы Южно-Российского гуманитарного
института (г.Ростов-на-Дону), кандидат пси -
хологических наук
— Как потребитель воспринимает
преувеличение в рекламе?
— Рекламный жанр относится к гиперэкспрессивным. Гипербола
является вербальной составляющей рекламы, а преувеличение — это весь рекламный
текст в совокупности с вербальным и визуальным рядом.
Реклама — это создание
своеобразного мира, чем-то похожего на художественный мир, где все возможно. Но
вместо Героя все чудеса совершает рекламируемый объект. Гиперэкспрессия
максимально воздействует на подсознание человека. Он начинает существовать в
виртуальном мире рекламных образов: меняется язык, поведение, и не только
потребительское, но и в быту. Однако любая гиперэкспрессивность несет в себе
опасность жанровых деформаций. Текст теряет
"художественный вымысел” и скатывается до откровенной лжи
и манипуляций: подрасти благодаря кефиру, избавиться от боли с помощью одной
таблетки и т.п.
Почти вся хорошая реклама — это преувеличение. К примеру,
несколько слоганов: "Страна Мальборо — дух свободы”, "Всегда "Кока-кола”,
"Изменим жизнь к лучшему”, "Райское наслаждение”, "Ты всегда думаешь о нас”...
На мой взгляд, пристального изучения заслуживают другие
рекламные кампании. Например, реклама ТМ Pepsi. Кампания "Бери от жизни все”
является примером цинизма и нарушения этических норм в нашем культурном
национальном контексте. Она пропагандирует идеологию, которая априори
несвойственна нашему менталитету.
— Почему вы так считаете?
— Потому что наши национальные герои не идут "по трупам”,
делая себе карьеру: "Кто сохранил себе нервы, тот не спас свою честь”.
Обсуждаемая в этих рекламных роликах идеология — выраженный вариант западного
прагматизма.
Среди примеров "надэтической” рекламы — реклама торговой
марки "Кофейня на паях”: "На паях с кем?” "С вами.” (обращаясь к императору
Петру Великому). Создается образ купленной власти. Это скрытое воздействие, оно
более опасно, нежели явное.
Три года назад я увидел в Ростове
листовку, которая на первый взгляд выглядела как социальная реклама:
схематичный человек что-то выбрасывает в мусорную корзину. Слоган: "Очисти
город”. Пригляделся — выбрасывает звезду Давида. Здесь скрытое
программирование: возникает четкая ассоциация, что такое "мусор” и "грязь”, и
предлагается, что с этим делать. Маленький формат листовки и черно-белое
исполнение позволяли воспринимать ее фоново, без подключения произвольного
внимания и понимания.
Елена Крамарева, директор Агентства
психологии бизнеса
— В рекламе любое приукрашивание допустимо. Что такое
подача информации в рекламе? Это не наглая ложь, это выставление каких-то
элементов, которые есть в рекламируемом продукте. Если таких элементов нет, их
могут придумать, приписать. Сегодня многие рекламные имиджи строятся не на
конкретном свойстве продукта, а на выгоде, эмоциональной значимости для
потребителя. Это не ложь, а своеобразное манипулирование, вполне допустимая
мифологизация.
Явная же ложь — это всегда антиреклама. Благодаря рекламе,
у потребителя формируются высокие ожидания, установка на best качество. И
следующее затем разочарование усиливает эмоциональной "упадок” по отношению к
торговой марке.
Эффективная реклама задействует и рациональное, и эмоциональное
восприятие. На мой взгляд, реклама телевизора "Старт” именно такая. Их слоган:
"Доступный комфорт”. "Старт” позиционируется как второй телевизор в доме. Его
стоимость невысока, при этом он с большой диагональю. Но в рекламе о цене
ничего не сказано, просто предполагается, что этот телевизор недорогой.
"На невежественности потребителя держится весь
рынок
рекламы”, —
не сомневается Максим Лазебник (41),
исполнительный директор Всеукраинской
рекламной коалиции
— Какие существуют способы влияния на
авторов недостоверной рекламы?
— Мы проводили несколько экспертиз рекламы, но этого
недостаточно. У нас нет нормального регулирования рынка, поэтому одной
экспертизой рекламы мало что можно сделать. А общий механизм таков. Сначала
контролирующий орган посылает запрос рекламодателю или рекламораспространителю
с изложением проблемы. Рекламодатель может извиниться и снять рекламу, и на
этом вопрос исчерпывается. Если же претензии не принимаются, то проводится
предварительная экспертиза. Она может базироваться либо на мнениях экспертов,
либо на результатах опросов фокус-групп, либо на социсследованиях. Если данные
экспертизы подтверждают правоту рекламодателя, дело закрывают. Если же прав
контролер, то к рекламодателю обращаются с повторным требованием, с которым,
как правило, тот соглашается. Если нет, тогда дело будет решаться в суде. Это
мировая практика, у нас же такие механизмы отлажены плохо. Но мы можем публично
объявить какую-то рекламу неэтичной, указав конкретного
виновника-рекламодателя. И это гораздо эффективнее, чем "удар” по кошельку.
— Часто в нашей рекламе используются
слова "супер”, "новое”, "номер один”. Можно ли назвать такую рекламу
недостоверной?
— На Западе подобную рекламу отсеивают сами потребители.
Нера
|