Ценные
компромиссы
Что характерно: вопрос о компромиссах заставил
большинство опрашиваемых БИЗНЕСом руководителей вспомнить о
профессиональной этике, морали, совести и даже божьих заповедях. Некоторые
уверяли, что репутация компании суть совесть ее руководителя. Однако нашлись
господа менее пафосные и более честные, которые сказали, что для них компромисс
определяется экономической выгодой. Роман Плисковский, учредитель аудиторской
компании АСG (г.Киев; с 1998 г.; 8 чел.; годовой оборот — 1 млн грн.), заявил,
что если бы клиент выдал гонорар, соответствующий обороту фирмы за два года (2
млн грн.), он, возможно, рискнул бы своей репутацией и поступился принципами.
Например, мог бы организовать рейдерскую атаку. "Но при условии, что объект
атаки — не наш клиент. И любые мои действия в угоду этому заказчику никоим
образом не затрагивают интересы остальных клиентов”, — уточнил
предприниматель. Его поддерживает Александр Крестьянкин,
генеральный директор группы компаний "Арте Вита” (г.Киев; инженерные компании;
с 2001 г.; 77 чел.): "Смысл имеет только зарабатывание денег. А там пусть
хоть переименовывают мою компанию. Главное — чтобы это было экономически
выгодно”.
Условно мы разделили компромиссы на ценовые, имиджевые,
клиентоориентированные, личностные, творческие и компромиссы молодости.
Итак, ценовой компромисс. Как рассказал г-н
Крестьянкин, его компания, когда пять лет назад выходила на польский рынок,
была вынуждена идти на уступки ради создания имиджа. Так, заводу Coca Cola была
сделана скидка в размере EUR80 тыс. "Я понимал, что мог бы заработать на
этом проекте EUR250 тыс., но сознательно пошел на компромисс, поскольку этот
проект тогда был нужен для создания портфолио и имени на рынке”, —
поясняет бизнесмен. Елена Кустова, генеральный директор
рекламного агентства THINK!McCann Erickson (г.Киев; с 2006 г.; 53 чел.), готова
идти на ценовой компромисс ради интересного имиджевого проекта: "Зачастую
компания, продвигающая бренд, не может оплатить услуги профессионального
агентства в первый год работы. И если долгосрочное сотрудничество интересно и
нам, и клиенту, мы готовы идти на ценовой компромисс. При этом заранее
договариваемся, что через год, если результаты первого года сотрудничества
будут успешными, финансовые обязательства будут пересмотрены”. Кроме того,
г-жа Кустова добавляет, что ее агентство бесплатно работает над социальными
проектами, поскольку это формирует имидж социально ответственной компании.
имиджевые
компромиссы
Для компании Google выход на китайский рынок стал настоящим
испытанием принципиальности. Ни для кого не секрет, что в Китае существует
интернет-цензура; китайские пользователи не имеют доступа к сайтам, освещающим
политические темы "некорректно”. И интернет-компании Поднебесной подписывают
добровольное соглашение, в котором обязуются не индексировать "неблагонадежные”
сайты. В 2000 г. Google разработала версии для азиатских пользователей — на
корейском, японском и китайском языках. В 2002 г. компания заняла 25%
китайского рынка и завоевала лояльность местных пользователей. При этом ей
пришлось пойти на компромисс и согласиться с правилами самоцензуры. В Китае был
установлен компьютер, который перебирал все сайты и определял, какие из них
заблокировать, а какие оставить доступными. Компания сама сформировала свой
черный список. Так, пользователь google.cn, который вводил запрос на поиск
информации запрещенной тематики, получал уведомление, что информация удалена в
соответствии с законодательством страны. К слову, Google была вынуждена давать
объяснения в Конгрессе США относительно своего сотрудничества с тоталитарным
режимом. Американская общественность обвиняла руководство компании, которая
позиционирует себя как открытая структура, в сотрудничестве с китайским
правительством. Видимо, чтобы как-то поддержать собственную репутацию открытой
компании, наряду с китайской версией google.cn компания решила оставить и
google.com. Таким образом, пользователи не только получали уведомление о том,
что им предоставляется неполная информация, но также могли сравнить две версии
и понять, что именно от них скрывают. Более того, как рассказала корреспонденту
БИЗНЕСа знакомая китайская тележурналистка Сунь Янь, те сайты,
доступ к которым заблокирован, могут открыть профессионалы. Поскольку имеются
ссылки, которых рядовой пользователь не видит.
Клиентоориентированные компромиссы
Юрий Мартынюк, преподаватель
Международного института менеджмента (МИМ-Киев), рассказал БИЗНЕСу
историю о бескомпромиссности одного украинского банка, к которому обратился
крупный клиент с предложением за месяц открыть отделение на территории своего
магазина. В банке культурно объяснили, что это невозможно, поскольку на
оформление всех необходимых документов и получение разрешения в НБУ необходимо,
как минимум, два месяца. Клиента это не устроило, и он ушел в другой банк. "Услужливые
менеджеры другого банка при виде такого важного клиента приняли предложение.
Отделение открыли за полтора месяца до получения лицензии в НБУ”, —
говорит г-н Мартынюк. По сути, сговорчивый банк рисковал репутацией, но в данном
конкретном случае все обошлось.
Бывает и так, что компромиссы в отношениях с клиентами
могут стать катализатором для развития бизнеса. Так, руководство международной
компании Team Systems (г.Москва; на рынке РФ с 2003 г.; в российском офисе
работают 70 чел., в украинском — 15 чел.; годовой оборот в РФ — $4 млн) пошло
на уступки клиентам, которые желали, чтобы компания не только проводила для них
тренинги, но еще и организовывала праздники. "Сначала это были разовые
проекты, в которых мы каждый раз "уговаривали” самих себя поступиться принципом
— "тренинговая компания, и не более”. Сейчас направление по организации
праздников активно развивается, появился event-marketing. Но тогда это решение
далось компании непросто”, — уверяет исполнительный директор Team Systems Ксения
Кантеева.
Компромиссы молодости
Очень часто предприниматели поступаются своими
принципами на начальном этапе развития. И это оправданно — нужно же
зарабатывать деньги и имидж. Но отнюдь не всегда такая практика приводит к
желаемым результатам. Андрей Федоров, управляющий партнер
маркетинг-консалтингового агентства "Люди” (г.Киев; с 2003 г.; 12 чел.),
рассказал, что когда они открывали креативное бюро "САХАР” (г.Киев; с 2004 г.;
18 чел.), то позиционировали его как компанию, разрабатывающую креативные
решения по запуску бренда на рынок, рекламные кампании и т.д.
Первый крупный клиент, кроме всего выше перечисленного,
захотел, чтобы агентство выполняло и всякую мелкую работу, как-то: создание
листовок, этикеток и т.д. "Мы согласились, но это было ошибкой. Мало того,
что этот проект полностью противоречил нашей концепции и нивелировал
конкурентное преимущество креативного бюро, так еще из-за этого в коллективе
царило эмоциональное напряжение, поскольку людям приходилось отвлекаться от
основной работы и заниматься дополнительной. В результате с клиентом мы
распрощались через четыре месяца, хотя контракт был заключен на год”, —
вспоминает г-н Федоров.
По словам Владимира Банцера,
бизнес-тренера, преподавателя МИМ-Киев, он пошел бы на компромисс, независимо
от того, на каком этапе развития находилась бы компания. Он вспомнил такой
случай: "На заре бизнес-деятельности я управлял компанией-автоимпортером, и
знаю, насколько важно согласовывать интересы клиента и продавца. Однажды нам
пришлось заменить несколько важных агрегатов в автомобиле клиента, чтобы он, в
свою очередь, отказался от требования заменить авто, так как машина потребляла
больше бензина, чем указывалось в руководстве по эксплуатации. Замена обошлась
в $1 тыс., зато репутацию сохранили”, — говорит г-н Банцер. Позже Владимир
консультировал компанию, которая отказалась вернуть клиенту деньги за
технически сложный товар — не пошла на компромисс. Клиент уверял, что в течение
года эксплуатации 10 раз обращался в сервис-центр, и хотя ремонт осуществляли
по гарантии, это отвлекало от работы, снижало эффективность техники. При этом
покупатель предъявлял чеки, квитанции, подтверждающие факты ремонта. После
отказа вернуть деньги клиент подал в суд и выиграл процесс. Компании пришлось
выплатить $30 тыс. плюс все судебные издержки. "Я уже не говорю, что
пострадал имидж фирмы, поскольку история разлетелась по деловому миру”, —
уверяет консультант.
Личностные компромиссы
Не секрет, что в юридическом бизнесе репутация —
определяющий критерий для потребителя. Как отмечает Сидин Кизин,
партнер киевской юридической фирмы "Бондарчук, Кизин, Чибисов и партнеры”,
юрист должен блюсти свою репутацию, придерживаясь прежде всего "Правил
адвокатской этики”, которые говорят о главенстве интересов клиентов над
собственными. "Бывают ситуации, когда в ходе ведения дела становится ясно,
что клиент, как говорится, ни рыба ни мясо. Вначале все идет хорошо, но потом,
когда нужны определенные действия, он начинает всячески затягивать процесс, что
в конечном итоге приводит к проигрышу. А это, соответственно, сказывается на
репутации компании, — поясняет Евгений Шмаров,
управляющий партнер юридической компании "Шмаров и партнеры” (г.Киев; 8 чел.).
— И компромисс заключается в том, что ты клиента не бросаешь, а продолжаешь
с ним работать, хотя тебе становится неинтересно, ты осознаешь, что проигрыш
негативно скажется на репутации компании. Скорее, это компромисс с самим
собой.” Трудно, конечно, судить (учитывая, что сами юристы с этим не
соглашаются), чего ради законники идут на компромисс с самими собой, жертвуя
при этом репутацией. Но не исключено, что ради такой банальщины, как "бабло
побеждает зло”.
Еще один пример компромисса с собой привела Елена
Гапич, директор компании Right People Management (г.Киев;
организационный и кадровый консалтинг; с 2007 г.; 10 чел.). В 1995 г. она стояла у истоков создания Центра работы
и карьеры при Киево-Могилянской академии (НАУКМА). Проект оказался успешным, но
возникли разногласия с тогдашним руководством НАУКМА. Елена ушла после четырех
лет работы. "Но мой личный компромисс состоял в том, что я могла уйти
гораздо раньше в любую из тех фирм, с которыми мы сотрудничали в части
трудоустройства выпускников. Просто не хотелось все бросать, когда мы реально
помогали выпускникам Академии”, — резюмирует г-жа Гапич. И добавляет, что
сейчас она может пойти на компромисс с собой и, например, продолжить работать
даже с клиентом, считающим, что он во всем разбирается лучше. Но при условии,
что существует возможность это мнение изменить.
Откровенно растрогала бескомпромиссность аудиторов,
работающих в международных компаниях. "Я считаю недопустимым компромисс со
своими моральными или этическими принципами”, — дважды подчеркнул Мейсон
Токража, управляющий партнер украинского отделения KPМG (международная
консалтинговая компания из так называемой "большой четверки”).
Личностный компромисс компании "МЕТА” (г.Харьков;
украинская поисковая система; с 2000 г.; численность активных пользователей —
1,6 млн чел., доход в 2006 г. — $1 млн) состоял в том, что семь лет назад
руководство поисковика для себя решило, что не будет индексировать порносайты. Ирина
Шрамко, специалист компании по PR, говорит: "Это своего рода
борьба за чистоту интернета, и наши пользователи это ценят. Поэтому я не
представляю ситуации, при которой мы могли бы отступить от подобных принципов”.
Хотя, согласно рейтингу компании "МЕТА”, в прошлом году второе место по
поисковым запросам как раз занимало порно.
Творческие компромиссы
Вообще, СМИ часто называют компромиссными. Понятное
дело, правительство, влиятельные персоны, рекламодатели — все хотят хорошо
выглядеть в глазах общественности. Но как рассказал БИЗНЕСу Билл
Эммотт, на протяжении 13 лет возглавлявший журнал "The Economist”, его
издание нашло способ стать независимым от рекламодателей, несмотря на то что
около половины дохода ему приносит реклама. "Мы диверсифицируем риски за
счет классификации рекламы по источникам и секторам экономики. Это не дает
возможности рекламодателям влиять на нашу редакционную политику”, —
поясняет издатель. Хотя без потери денежных рекламодателей, ясное дело, не
обходится, коммерческий отдел относится к этому с пониманием. Поскольку, как
говорит мистер Эммотт, для издания читатель — инвестор долгосрочный, а
рекламодатель — сиюминутный.
Кстати, по уверениям людей сведущих, больше всего
рисков несут творческие компромиссы, хотя на первый взгляд они даются легче
всего. Как отметил Олег Кохан, генеральный директор продюсерской компании Sota
Cinema Group, сейчас многие кинопродюсеры львиную долю своих бюджетов формируют
за счет product placement (от $500 тыс. до $1 млн). Но зритель может и устать
от навязчивого брендирования. Поэтому г-н Кохан не приемлет данную технологию в
авторском кино, где product placement может нивелировать серьезность и
значимость сцены. "Когда мы снимали фильм "Два в одном”, были предложения
от водочных и автомобильных компаний, но я отказался, даже не проводя
переговоров. Поскольку для меня важнее было донести до зрителя культурологический
пласт и идею. А такие вещи, как product placement, часто отвлекают зрителя.
Например, в финальной сцене, когда главный герой (его играет Богдан Ступка)
звонит героине (Ренате Литвиновой) и признается в любви, мы запросто могли
запустить product placement. Может, часть аудитории и не заметила бы этого. Но
для меня сцена была бы испорчена, это точно. Да и, кроме того, не хотелось,
чтобы в какой-то мере пострадала репутация режиссера — Киры Муратовой, актеров
и моя в том числе”, — говорит продюсер. Однако в кино, снятом для проката,
г-н Кохан допускает возможность размещения product placement. Более того,
считает, что иногда такая реклама необходима, поскольку можно
подчеркнуть социальный статус героя. Главное — это должно быть уместно и
качественно сделано. Без грубых наездов камеры, а ненавязчиво, чтобы зритель
совершенно спокойно воспринимал бренд как неотъемлемую часть жизни героя. "Но
я ни при каких обстоятельствах не пойду на размещение product placement, если
он будет сделан убого и некачественно. Даже при нехватке денег в бюджете
картины. Поскольку в краткосрочной перспективе я получу прибыль, но потом
зритель просто не придет в кинотеатр, и, в итоге, компания понесет как
финансовые, так и "репутационные” убытки. Гораздо выгоднее снимать кино на все
времена”, — принципиально заявляет Олег Кохан. Что ж,
можно только позавидовать такой принципиальности.
А БИЗНЕС, в свою очередь,
подчеркивает, что компромисс — вещь тонкая, индивидуальная и где-то даже
интимная, и каждый определяет его границы и цену для себя.
|